Снегоболотоход «Феникс» — универсальный солдат. Его могут использовать не только любители охоты и рыбалки, но и специалисты нефтегазовой отрасли, геологоразведчики, военные и даже спасатели МЧС. Руководитель отдела разработки ООО «МобиДик» Александр Афонин и вездеходчик-испытатель Руслан Усманов рассказали «Вездеходеру» о возможностях «Феникса» и сравнили его бензиновую и электрическую версию.
Расскажите, пожалуйста, про особенности вездехода «Феникс», чем он отличается от других экспонатов, представленных на выставке «Вездеходер»?
Руслан: Наши вездеходы бортоповоротные. Их размеры гораздо меньше, вес гораздо легче, значит и проходимость в разы больше. «Феникс» отличается очень хорошей ремонтопригодностью, в том числе в экстремальных условиях. Машина проверена опытом в работах на Севере, в нефтегазовой отрасли.
У нас свои шины низкого давления. На выставке многие интересовались, продаём ли мы их другим производителям. Да, мы принимаем заказы на нашу резину.
Что делать, если машина сломалась где-то в Тайге?
Руслан: Ремонтировать. Я езжу на «Фениксе» уже 5 лет, и меня ни разу не вывозили на буксире, всегда выезжал своим ходом.
В каких отраслях вездеход наиболее востребован?
Руслан: «Феникс» в комплекте с буровой установкой прекрасно проявляет себя в нефтяной отрасли. Его круглогодично используют для бурения и геологических изысканий, а также для перевозки грузов. Наши машины возили на сейсморазведку по 2 тонны груза через лес и тундру.
Ваш вездеход используется при проведении спасательных работ?
Руслан: Да, в 2022 году мы сделали специальную версию «Феникса» красного цвета для МЧС. На прицеп поместили всё оборудование, необходимое для тушения пожаров с воды в труднодоступных местах. В этом году были частые возгорания на болотах, с которыми обычная техника справиться не может. Вездеход в этом случае незаменим: наряд приезжает на точку, бросает шланг, накачивает воду и тушит пожар.
Как быстро «Феникс» может добраться до возгорания?
Руслан: По пересечённой местности он разгоняется до 40 км/ч, по воде 7-8 км/ч.
А реку может переплыть?
Руслан: Да. Лично я пересекал Пур, это сибирская река шириной порядка 300 метров.
Какой у «Феникса» расход бензина?
Руслан: Два бака по 60 литров хватает, чтобы преодолеть 350-400 км по лёгкому бездорожью. Хотя можно залезть в такие дебри, что и 100 км не проедешь. Всё зависит от дороги. Для преодоления больших расстояний можно взять дополнительные баки с бензином.
На вездеходе можно отправиться в длительную экспедицию?
Руслан: При необходимости в нём можно ночевать 3-4 суток. Больше недели жить тяжеловато, нужен большой запас продуктов, а места не так много. Кстати, багажник у нас дополнительно устанавливается на крышу.
Расскажите про электрическую модификацию «Феникса». Какие у неё преимущества относительно бензиновой версии?
Александр: Это полностью электрический вездеход с двумя двигателями нашего производства мощностью по 50 кВт и крутящим моментом 400 Ньютонов. Охотничья версия имеет заднюю открывающуюся дверь.
По сравнению с вездеходом на бензине, электрический очень тихий и не производит выхлопов. А ещё в салоне больше места – можно сделать абсолютно ровную площадку метр на два.
Каково основное предназначение электровездехода?
Александр: Мы разрабатывали его для челночных работ. Например, в охотхозяйстве нужно выезжать на подкормку животных: довезти груз, подкормить и тихо уехать обратно, не пугая зверей.
Электровездеход может использоваться на так называемых нефтяных кустах, когда нужно что-то доставить от одной скважины к другой.
В военной отрасли снегоболотоход на электротяге тоже востребован, так как у него полностью отсутствует тепловой след. Его невозможно увидеть тепловизором, поскольку нет сильно нагревающихся частей, а сами электродвигатели закрыты теплоизоляционным кожухом. Когда я ездил по болотам, меня не могли обнаружить в радиусе 5 метров: повсюду рос высокий камыш, плюс вездеход двигался тихо, и не было визуального контакта.
Насколько километров хватает заряда?
Александр: Здесь всё зависит от задач, которые будет выполнять машина. Исходя из них, мы ставим определённую батарею. В текущей комплектации «Феникс» ездит больше 60 км по бездорожью, для решения задач охотхозяйства этого более чем достаточно. Можно увеличить автономность, используя генераторную установку, которая находится сейчас в проекте. Это будет уже гибридная версия вездехода. Благодаря генератору можно будет продолжать движение, когда заряд батареи закончится.
Вездеход больше востребован в профессиональной сфере, или же его покупают и для личных целей?
Александр: Изначально «Феникс» проектировался и строился для работы в промышленности и нефтегазовой отрасли. Но оказалось, что частные лица тоже испытывают к нему интерес и покупают для охоты, рыбалки и активного отдыха.
Подробнее о вездеходах «Феникс» на официальном сайте вездеход-феникс.рф