Геофизические установки на огромных колёсах, вездеходные туристические автобусы и даже вездеходы на водородном двигателе – футуристичные разработки компании «РУСАК» уже скоро войдут в обиход. Подробности раскрыл руководитель компании Александр Блохин.
Какие новинки появились у компании РУСАК этом году?
Мы создали вездеходы с геофизическими установками для сейсморазведки.
По сути, это грузовая машина: у неё есть 2-х местная кабина и бортовая платформа. В кабине 3 двери, одна из которых позволяет выйти на платформу к геофизической установке. Бортовая платформа и установка находятся под тентом – благодаря этому можно работать при любых погодных условиях, не выходя на улицу.
Грузоподъёмность вездехода 3,5-4 тонны, две из которых приходятся на геофизическую установку. То есть на бортовой платформе помимо установки можно разместить еще около 2-х тонн груза. Такую грузоподъёмность обеспечивают огромные шины Мамонт 1780х710.
Интересно, что на специализированных машинах нельзя максимально повышать дорожный просвет, как это делается на стандартных вездеходах. Связано это с тем, что буровая установка должна касаться земли – у цилиндров есть определённый ход. Перед началом работ нужно убедиться, что этот ход правильно выставлен. При необходимости давлением в шинах можно подрегулировать дорожный просвет.
Сейчас вездеход находится в Ямало-Ненецком автономном округе и ждёт зимы, чтобы приступить к работе.
Что планируете представить в ближайшем будущем?
Мы активно занимаемся созданием моделей для туристической отрасли. Это комфортабельные туристические автобусы с высокой крышей, с удобными диванчиками или креслами, с индивидуальными сервис-блоками (кондиционер/отопление), с остеклением, обеспечивающим полный обзор. Для них мы производим специальные прицепы, которые сейчас нужны рынку. Первые вездеходные автобусы будут построены уже в конце этого года.
Ещё одно направление, которое мы представим в этом году – машины на водородном двигателе. Можно сказать, что это космический корабль на шинах сверхнизкого давления. Вместо привычного нам двигателя внутреннего сгорания там находится установка на топливных элементах (ячейках). Каждая ячейка по своей конструкции напоминает автомобильный радиатор. Внутри этой установки, которую по-другому можно назвать химическим генератором, находится протонно-обменная мембрана. У неё есть катод и анод. На катод подводится водород, на анод – кислород. В результате химической реакции между водородом и кислородом образуется электрический ток, который питает тяговые электродвигатели.
Есть ли у такого двигателя недостатки/особенности?
Побочным продуктом реакции является вода – её нужно отводить. А учитывая то, что мы производим машины для Крайнего Севера, эта вода может замёрзнуть. Необходима целая система по отводу воды, чтобы этого не допустить.
Вы первые, кто решил применить такой тип двигателя?
Подобный двигатель использовали КАМАЗ, ГАЗ, Aurus. Пока что в России водородный двигатель не производят, но попытки его использования на отечественной технике уже были. В нашу повседневность такие технологии войдут через полвека, не раньше. Тем не менее, наши разработки мы сможем презентовать уже в следующем году.
Как рождаются новинки?
Изменения приходят в основном извне. К нам обращаются заказчики, чтобы мы сделали именно такую машину, которая будет для них наиболее полезна.
Сколько вездеходов вы производите в год?
Около 12 машин. Мы делаем вездеходы под заказ. Но потенциально можем изготовить и 50 машин, для этого у нас есть все необходимые ресурсы.
Какие у вас планы на будущее?
Этот год стал для нас годом инноваций, мы углубились в исследования и разработки. Это не позволяло нам производить большое количество вездеходов. Возможно, в следующем году мы сделаем упор на расширение производства, если спрос на наши вездеходы возрастёт.
Официальный сайт компании «РУСАК» https://atvrusak.ru/