Как обеспечить безопасность езды на вездеходе в путешествиях по труднодоступным районам? Рассказывает Павел Норкин – специалист по организации экстремальных внедорожных экспедиций и участник выставки «Вездеходер 2023».
Какие решения предусмотрены в конструкции современных вездеходов для обеспечения безопасность водителя и пассажиров?
У каждого нормального вездехода предусмотрены ремни безопасности и эвакуационный люк. Наши вездеходы Шерп также оборудованы каркасом безопасности (ROPS). На модели Про он находится снаружи, на Шерп Макс используется комбинированный каркас кабины, интегрированный в кузов. Каркас багажного отсека – внешний. На вездеходе Архант Н в кабине каркас интегрирован в конструкцию, а в кузове машины силовой каркас находится внутри.
На стекла вездехода нельзя клеить бронированную пленку. Любое стекло должно иметь возможность быть разбитым для обеспечения аварийного выхода.
Водитель должен не просто иметь в салоне вездехода огнетушитель, но и знать, как им пользоваться. Аналогично с аптечкой – нужно уметь оказывать первую помощь.
Груз в вездеходе должен быть надежно закреплен, чтобы на рельефе ничего не прилетело. Или не вылетело, как батарея от электрического сноубайка на фото ниже.
Впрочем, в данном случае, виной всему стала другая халатность – не до конца закрытый пассажиром задний борт. К счастью, нырять за 28-килограммовой батареей в ледяную реку не пришлось – достали до погружения.
Какие правила безопасности необходимо знать водителю, который первый раз садится за рычаги вездехода?
Первое, что должен сделать человек, купивший вездеход, – это прочитать инструкцию по использованию данной модели. Изучить устройство, слабые места, которые необходимо контролировать. У каждой машины есть свои нюансы: на некоторых вездеходах нежелательно активно выезжать задним ходом, другие, в основном, переломного типа, имеют особенности езды по рельефу. Перед выездом необходимо изучить повадки конкретного вездехода.
Осваивать езду на вездеходе необходимо постепенно – от малого к большому. Начинаем с движения по прямой, отрабатываем на простом рельефе технику прохождения спусков и подъёмов.Осваивать езду на вездеходе необходимо постепенно – от малого к большому. Начинаем с движения по прямой, отрабатываем на простом рельефе технику прохождения спусков и подъёмов.
С появлением опыта увеличиваем сложность препятствий. Заезды в воду начинаем с простых съездов и выездов.
Перед любым серьезным выездом необходимо обкатать ваш вездеход «вокруг дачи», чтобы выявить возможные поломки и проверить работу всех систем. Но даже самый надежный вездеход однажды застревает или ломается в том месте, где невозможно выйти на твердую землю. Для этих условий у вас должно быть готово решение: вайдерсы, лыжи, снегоступы.
Нежелательно ездить в один вездеход. Оптимальный состав – два вездехода, четыре человека. Если и ехать одним вездеходом, то как минимум вдвоем.
При каждом выезде необходимо рассказать проверенному человеку куда вы едете, когда вернетесь, заранее разработать расписание звонков, план действий в ситуации, когда пропущена связь, или получен сигнал SOS. План спасения должен быть всегда разработан до выезда.
В вездеходе у вас должны быть:
· Герметичный и ударопрочный кейс, в котором помимо документов находится спутниковый телефон с записанными номерами, заряженный пауэрбанк с набором переходников для смартфона, GPS и спутникового телефона. Заряженный GPS с маршрутом и картой.
Аварийный чемоданчик должен быть надежно закреплен на своем месте в вездеходе и находиться под рукой, чтобы его можно было найти в кабине при любых обстоятельствах и сразу с ним эвакуироваться.
На просторах интернета множество фото и видео, где вездеходы плывут по реке. Можно ли переплыть на вездеходе реку? Безопасно ли это?
Первое, что необходимо сделать (если этого нет в инструкции к вездеходу) – уточнить у производителя, проходит ли вездеход водные препятствия, и как к ним нужно готовиться. Условно все вездеходы можно разделить на три категории: уверенно плавающие, плавающие и держащиеся на воде. Современные вездеходы с низким центром тяжести хорошо плавают – в том числе по морю и горным рекам. Но стоит помнить, что возможности вездехода на воде могут радикально изменяться при его загрузке.
Перед тем как съехать на воду, необходимо тщательно проверить вездеход. Закрутить сливные пробки в днище, если такие имеются. Далее – найти безопасный съезд в воду. Запланировать точки выхода с коррекцией на течение, волну и ветер. Изучить карты: нет ли ниже по течению водопада, порога, или завала.
Если рядом море, то нужно изучить расписание приливов и отливов, чтобы вездеход не унесло в море при отливе.
Надо понимать, что какими бы «мореплавательными» свойствами не обладал ваш вездеход, переход водоема должен быть прежде всего безопасным. Лучше объехать 20-30 км, чем рисковать.
На воде не забываем про спасательный жилет. Если вездеход открытый, то жилет может быть любым, но на вездеходе с кабиной он не должен препятствовать экстренной эвакуации через аварийный люк.
Съезжая на воду, всегда будьте готовы к экстренной эвакуации.
Были ли в вашей жизни аварийные ситуации (столкновения, перевороты)? Расскажите, как вы из них выходили.
Уронил, перевернул, поехал дальше… Но правильно спланированная поездка должна пройти без аварий. Если такая ситуация произошла, виной тому либо плохая подготовка, либо ошибка. Иногда амбиции и сложность рельефа оказываются выше, чем уровень практики.
Мой совет – всегда оставляйте про запас 30-40% возможностей вашего вездехода. Лучше объехать сложное препятствие, чем преодолевать его любой ценой.
Более подробно о том, как безопасно ездить на вездеходе, вы сможете узнать на лекции Павла Норкина на выставке «Вездеходер». Единственная в России выставка вездеходной техники пройдёт с 1 по 3 декабря в «Экспоцентре» на Красной Пресне.
Фото предоставил Артём Ачкасов.