Что для одних кризис, для других – широкая перспектива. Как в непростое для вездеходной отрасли время компании «Архант» удалось выпустить две новинки, провести ребрендинг и обеспечить рынок резиной нам рассказал Алексей Гринько, начальник отдела гарантийно-технического обслуживания.
Какие новинки вышли у Арханта в этом году?
Мы выпустили два новых вездехода. Первый – всем известный вездеход Архант N в версии пикап. Машина предназначена для грузоперевозок: под тентом расположена крышка грузового отсека, которая складывается гармошкой. Под этой крышкой находятся четыре дополнительных откидных сидения. Могут быть установлены и шесть сидений – машина по-прежнему вмещает до восьми пассажиров.
Почему пикап?
В пикап можно положить больше груза: пространство не ограничено кунгом или крышей. Ещё одно нововведение в пикапе – это коробка автомат (раньше Архант N был на механике). АКПП – это большой плюс для неподготовленных пользователей, а также для клиентов корпоративного и профессионального рынка. Возможности у вездехода расширились: автомат позволяет с большим комфортом преодолевать те же самые препятствия и грунты.
Расскажите о второй новинке.
Называется она просто – Архант. Машина по философии своей совершенно другая: она оперативная, мультизадачная, многофункциональная. Изначально она строилась как машина-трансформер в трёх вариантах исполнения: с быстросъёмным жёстким кунгом, тентованная и кабриолет.
Для того чтобы машина имела низкий малозаметный силуэт, установлено откидное переднее стекло. Все элементы быстросъёмные: и рамка переднего окна, и крыша. Машину можно сконфигурировать под себя, купив ровно то, что нужно.
Несмотря на спартанское оформление салона, внутри есть всё необходимое. Рулевое управление мотоциклетного типа интуитивно понятно. Достаточно пройти небольшой инструктаж, а дальше – сел и поехал.
Все отмечают, что внутри машина оказывается намного больше, чем кажется снаружи. На первый взгляд, она маленькая и компактная, однако в ней спокойно размещаются 8 человек. Да, для длительных путешествий она не предназначена, но для этого есть Архант N. Эта машина больше подходит для решения оперативных задач. В варианте, когда в салоне только водитель, сюда помещается поддон с грузом. Внутри есть всё необходимое для крепления любого снаряжения, какое только потребуется потенциальному покупателю.
Почему цена вездеходов различается вдвое?
Машины разные по силовым установкам. На Архант N установлен современный мотор Common Rail и автоматическая коробка передач – очень хорошее сочетание, но более дорогое. На Арханте стоит атмосферный дизельный мотор, исключительно механическая коробка передач. Это даёт существенную разницу в цене – 10,5 млн и 5.5 млн рублей.
Есть ли отличия по вездеходным характеристикам?
По грузоподъёмности они примерно равны – 1000 кг. Несмотря на разницу в типах двигателей, и там, и там – это 55 лошадей. В Архант N объём двигателя 1,8, в Арханте – 2,5 литра. На первой-второй передаче машины едут изумительно.
А по обслуживанию?
Машина на автомате имеет минимальное количество точек контроля и обслуживания, большой межсервисный интервал. У вездеходов разные трансмиссии. У Архант N цепные передачи находятся в масляных ваннах и требуют только контроля наличия масла. Конфигурация цепных передач такова, что даже при достаточно большом вытяге цепей в силу естественного эксплуатационного износа, они ни в коем случае не заденут конструктив. У Арханта масляных ванн нет, это открытые цепные передачи. Они требуют смазки, периодического контроля. Это тоже сказывается на цене.
А из чего в целом складывается стоимость вездехода?
Построить вездеход – задача очень непростая. Построить хороший вездеход – в десятки раз сложнее. Сделать из этого серию – ещё сложнее. В поездках я встречаю людей, которые строят интересные машины в единственном экземпляре. И когда мы начинаем обсуждать технические моменты, разговор непременно сводится к стоимости наших вездеходов. Мол, я бы построил дешевле. Тогда я говорю: «Хорошо, ты его построил из того, что было. А второй такой сможешь построить? Нет, потому что агрегаты кончились. А десять одинаковых вездеходов сможешь сделать? Это задача уже совсем другого порядка. Сможешь ли дать на них гарантию и поддерживать её на хорошем уровне по всей стране?» Архант использует исключительно новые агрегаты – никаких контрактных моторов и коробок передач. Всё это формирует стоимость конечного продукта.
Почему вы используете дизель?
Бензиновые моторы очень опасны – это потенциальная зажигалка. Основная проблема в вездеходостроении – это обеспечить нормальный тепловой режим двигателя во всех режимах, особенно на тяжёлом бездорожье и в болоте. При компактности вездеходов и достаточно плотной компоновке нужно обеспечить и лёгкий доступ, и вентиляцию. Бензиновый мотор изначально горячее в силу своего конструктива, охладить его гораздо сложнее. Вторая причина – экономичность. На дизельном моторе вы всегда уедете дальше, нежели на бензиновом при том же объёме топлива. Автономность хода – один из самых важных моментов.
Какова автономность хода в ваших вездеходах?
Мы обеспечиваем максимально возможную автономность хода в своём классе – 1000 км. В новинках мы использовали уже проверенные временем и отработанные решения: топливные канистры в колёсах и увеличенный основной топливный бак.
Есть версия вездехода Архант N с дополнительным топливным баком, но это уже специальная арктическая машина. Помимо основного бака 90 литров есть ещё дополнительный бак 220 литров, установленный во внутреннем багажном отделении плюс канистры в колёсах.
Чем ещё отличается арктическая версия?
Это и термоизоляция внутренних поверхностей кабины, и замена сдвижных форточек на сплошные стеклопакеты, и дополнительный обдув лобового и боковых стёкол, и подогрев спальных мест. В арктическом вездеходе автономные печки задублированы, они нагнетают воздух под спальные места, могут работать как на обогрев кунга, так и отдельно кабины. В такой машине есть очень много специфических решений, даже забор воздуха может регулироваться с улицы, либо из-под капота, либо прогретый воздух может частично смешиваться с холодным.
Как рождаются новинки?
Мы идём из двух точек и находим решение где-то посередине. Во-первых, это наш внутренний посыл. Мы непрерывно развиваем конструкторскую мысль: за 10 лет работы наша компания накопила огромный опыт и сформировала свою точку зрения на вездеходостроение. Во-вторых, у нас тёплые, дружеские отношения с клиентами – мы практически всех знаем в лицо и очень плотно работаем над обратной связью. Непрерывное совершенствование вездеходов – это отчасти заслуга наших покупателей. И очень часто их предложения действительно достойны внимания. Мы проводим экспериментальную работу, и если одно нововведение не ухудшает вездеход по десяти другим параметрам, то запускаем это в производство. По доброй традиции, тот, кто предложил это усовершенствование, получает от завода бесплатный комплект для самостоятельной установки и модернизации вездехода.
Получается, изменения рождаются не только внутри компании, но и приходят извне?
Да. Справедливости ради скажу, что серьёзные изменения и новые модели, либо глобальная перестройка уже существующей модели – это работа внутризаводская. Что касается деталей – это как раз посыл от клиентов. Внимание к мелочам сейчас очень нравится рынку.
Как вы оцениваете своё положение на рынке?
Сейчас мы находимся на пике рынка, мы в фокусе внимания. По нашим следам идёт достаточно много компаний, применяя наши решения в своих вездеходах. Вплоть до грузовых сеток – раньше они были только у нас, а в прошлом году появились у всех. Можно сказать, что мы задаём моду, поэтому должны двигаться вперед, не сбавляя обороты. Это очень дисциплинирует, заставляет оптимизировать весь производственный процесс.
Какое количество вездеходов вы выпускаете за год?
От ста вездеходов в год. Месячная пропорция может меняться. Мы производим 3 разные машины, которые занимают на рынке совершенно разные ниши: Архант, Архант N и десятиколёсный вездеход.
Есть ли у вездеходов сезонность?
Нет, в течение всего года на вездеходы наблюдается ровный спрос. Люди стали доверять вездеходам – они потихоньку вытесняют собой целый парк техники. Некоторые едут на рыбалку целым караваном: снаряжённый УАЗик, за ним прицеп, в прицепе лодка с мотором и ещё палатка. А в вездеходе можно рыбачить, не выходя из кабины, там же можно и заночевать.
В каких отраслях применяются ваши вездеходы?
Нефтегаз, геологоразведка, спасение, патрулирование, доставка грузов и персонала. Ну и традиционно – охота, рыбалка, туризм. Сегодня Туристические компании начинают понимать преимущества специализированной техники, поэтому активно осваивают вездеходы, вписывают их в свой формат.
Какова основная ошибка при выборе вездехода?
Выбирать вездеход, не заточенный под те задачи и условия, в которых он будет эксплуатироваться. Классическая ошибка – покупать откровенный болотоход для использования в горах. В этом случае любой вездеход, какой бы марки он ни был, покажет себя плохо. Поэтому мы делаем всё, чтобы клиент не разочаровался в покупке, помогая с выбором машины для выполнения конкретных задач.
Ещё один важный момент – это сервисная база. Наличие запасных частей, скорость реакции на запрос по обслуживанию, наличие сервисных и дилерских центров могут повлиять на выбор покупателя. Над этим мы тоже активно работаем.
Можно ли построить идеальный вездеход?
Абсолютный вездеход никто никогда не построит, можно лишь приближаться к идеалу. Каждая машина имеет место быть: одна быстрее едет, другая быстрее плывёт, третья большее количество людей перевозит. Все они нужны. Параметр, который для заказчика принципиально важен, и определит выбор.
Как для вас прошёл этот год в сравнение с предыдущим?
Одинаково успешно. Даже несмотря на то, что был период затишья, когда все замерли и ждали, что будет с нашей компанией. С началом СВО произошли кардинальные изменения на рынке: появилась информация, что у нас в стране колёс нет, и никогда не будет. Если нет колеса, то нет и вездехода, а соответственно нет и компании. К счастью, вопрос был оперативно решён. Пока рынок пребывал в смятении, мы не тратили время зря: провели ребрендинг, выпустили новую машину, обеспечили всех, кому это было нужно, резиной, и при этом не остановили наше основное производство.
Официальный сайт вездеходов «Архант» arkhunt.ru