Сегодня гусеничные вездеходы обретают новое дыхание – их используют не только в военном и спасательном деле, но и даже в качестве XTV-такси! О перспективных разработках компании «Пластун» на гусеничном движителе нам рассказал генеральный директор Сагымбаев Ерик Ерлесович.
Выпускали ли вы в этом году новинки или планируете выпускать что-то новое?
В этом году мы представили «армейский» вездеход «Пластун» в исполнении СН – специального назначения. Разрабатывался он под потребности подразделений Министерства обороны. В нем реализован ряд улучшений, которые были сделаны по результатам длительных ресурсных пробегов в Центре испытаний НАМИ, а также опытной эксплуатации у потребителей.
Под какие задачи он заточен?
«Пластун-СН» – это легкобронированный вездеход для эвакуации раненых. Но технически он может применяться в широком диапазоне армейских задач: от машины для разведки до огневой платформы, оборудованной 82-мм минометом.
Модель «СН» имеет комбинированную защиту класса Бр3 и Бр4. Вездеход имеет компоновку кузова типа «пикап» или «кабрио» – у него нет жесткой крыши. Такое исполнение выбрано заказчиком, исходя из функций и задач, которые вездеход будет выполнять: быстрый вход и выход, погрузка носилок, работа миномета, развертывание телескопических вышек с приборами наблюдения. Для защиты экипажа от непогоды есть специальный легкосъемный дюрополовый каркас и походный водонепроницаемый тент.
Максимальная пассажировместимость 8 мест. В режиме эвакуации – 4 человека спасательной команды и 2 пострадавших на носилках.
Расскажите о движителе «Пластуна-СН»
Это наша фирменная запатентованная гусеница нового поколения. Она всесезонна, шириной 500 мм, с мощным 30-ти миллиметровым грунтозацепом оригинальной формы и, самое важное, с прочным армированием металлическим кордом и стеклопластиковыми стержнями.
Несмотря на существенное увеличение веса (3800 кг) вследствие бронирования, у вездехода сохраняется хорошая максималка и динамика. Рекомендованная скорость составляет 30 км/ч, максимальная 50 км/ч. Безусловно, дополнительная тонна веса и новая гусеница потребовали соответствующих изменений в конструкции и материалах подвески и трансмиссии, что было сделано для версии «СН», и что дальше будет использовано в «гражданских» модификациях. Так, например, нам пришлось серьезно поработать над бортовыми редукторами, в чем нам очень помогли специалисты МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Будет ли у этого вездехода гражданская версия?
Модель «СН» получилась интересной не только по своим «армейским» ТТХ, но и в аспекте дизайна, на который мы уже получили патент. Судя по положительной реакции посетителей выставки «Армия-2023» мы, возможно, запустим в производство и гражданскую небронированную версию этой модели с легкой съемной крышей. Она будет востребована в сегменте туризма, как XTV вездеход, сочетающий в себе хорошие ходовые качества и максимально возможную обзорность.
Как рождается новинка? Появляется ли она исходя из спроса, или же вы сами предлагаете потенциальной аудитории что-то новое?
Появление нового вездехода – процесс более многогранный нежели бинарные факторы предложения и спроса. Когда мы проектировали нашу платформу, мы исходили из потребностей индустриального сегмента, в котором практически нет легких гусеничных вездеходов, заточенных на работу. Таким образом, создание гусеничной платформы «Пластун» можно классифицировать как ответ на спрос.
Также к внешним запросам относится разработка на базе универсальной платформы вездехода специального назначения.
Другая ситуация с созданием пожарной модификации. Это внутренняя инициатива компании, которая возникла в результате анализа ситуаций с лесными пожарами. Создавая концепт «Пластун, как самоходная насосная станция» или «буксировщик тяжелого лафетного ствола», мы сработали с упреждением и предложили службам тушения лесных пожаров свое видение эффективного инструмента, основанное на личном опыте.
Вездеход как XTV-такси можно отнести к третьей категории новинок, которую мы придумали, экспериментируя с потенциалом нашего вездехода.
Что такое XTV-такси и для каких целей оно используется?
XTV (Extreme Terrain Vehicle) – это вездеход экстремальной проходимости при максимальном уровне комфорта.
Существует проблема доставки лыжников и сноубордистов на дикие склоны, которую сейчас решают использованием ратраков. Но ратраки очень медленные, а время, особенно на отдыхе, стоит дорого. В качестве альтернативы мы решили предложить Пластун XTV-такси, которое будет безопасно и оперативно перевозить небольшие группы лыжников.
Почему ваша компания специализируется на производстве именно гусеничных вездеходов?
А почему нет? Практически на всех современных XTV в качестве движителя используется колесо сверхнизкого давления размером от 1100 до 1800 мм. Но именно гусеница решает одновременно три задачи, которое не может решить колесо. При компактных габаритах (длине) вездехода она обеспечивает максимальное пятно контакта, а значит везет большее количество груза. Плюс благодаря подвеске делает это с относительно высокой скоростью.
Сколько на рынке производителей бортоповоротных аппаратов? Не менее 20-ти! Плавающих квадроциклов? Около 50 компаний. Даже такие сложные вездеходы с колесной формулой 6х6 и 8х8 представлены не менее десятью брендами!
А что с гусеничной техникой? Кто делает их серийно, если не брать во внимание старую армейскую школу типа МТЛБМ, ГТСМ, Витязь? Это классная техника, но мы идем дальше и строим сегодня вездеход более компактный, менее тяжёлый, простой по конструкции и доступный по цене. Это наша специализация.
Участвовали ли вы в этом году в каких-либо экспедициях или планируете участвовать в ближайшем будущем?
Экспедиции – это довольно затратное мероприятие. Если мы когда-нибудь решимся на участие, то только после тщательной оценки целесообразности.
Для проведения ресурсных испытаний мы предпочитаем использовать трассы и лаборатории Центра испытаний НАМИ, которые дают наиболее объективную и независимую оценку в стандартизованных и, что немаловажно, воспроизводимых условиях.
Как вы оцениваете ситуацию на рынке на сегодняшний момент?
Ситуация в разных сегментах разная.
С нашей точки зрения, в классе бортоповоротной техники наблюдается определённый застой, потому как покупатель «физик» на текущем этапе времени концентрируется больше на работе, нежели на отдыхе, и соответственно продажи частным клиентам упали. «Корпоративный» покупатель в индустриальном сегменте наоборот проявляет высокую активность, но у него специфические требования к вездеходу, которым бортоповоротный аппарат не вполне соответствует.
Кто более соответствует? Вездеходы колёсной формулы 6х6 и 8х8, которые и везут больше, и едут быстрее. Вот у них мы и видим активное развитие, новые модели и рост продаж.
В сегменте легких гусеничных вездеходов мы не наблюдаем высокой активности в появлении новых брендов и представлении новых моделей. Возможно, причина в том, что гусеничный вездеход сложнее и затратнее в производстве, нежели колесная техника. Возможно, виноват «Шерп» – выстрелив в 2015 году данный концепт увел большую массу изобретателей и спрос в направлении бортового поворота.
Нам кажется, что сегмент лёгкого гусеничного вездехода еще ожидает своего часа. Но для его бурного роста нужен мощный компактный мотор, автоматическая коробка, качественная гидравлика, и ряд узлов, с которыми на настоящий момент есть определённые трудности.
Но мы видели раньше и видим сейчас глобальные перспективы «гусеницы» и активно работаем в этом направлении.
Сколько в среднем вездеходов выпускаете в месяц?
Текущий темп производства – один вездеход в неделю, по итогам 2023 года мы планируем подойти к цифре 50 единиц за год. Это близко к 100-процентной загрузке нашей производственной мощности, поэтому мы работаем над её увеличением в 4-5 раз в следующем году.
Для каких отраслей вы делаете свои вездеходы?
Наши вездеходы работают в нефтегазовом сегменте в качестве транспортера высокой проходимости для инспекции трубы и ЛЭП, доставки ремонтных бригад, инструмента и материалов.
Для тушения лесных пожаров мы делам специальную пожарную модификацию «Пластуна», которая используется в двух вариантах: как самоходная насосная станция, с возможностью работы двумя рукавами; и как передвижной лафетный ствол. В первом случае вездеход оснащается пожарной помпой Гейзер 10/70 производительностью 36 м3/ч.
Для служб МЧС мы разработали спасательный вездеход. Такая модификация позволяет осуществлять быстрый поиск и эвакуацию. Вездеход комплектуется не только специальным оборудованием, но и современными средствами связи и видеонаблюдения, благодаря чему на базе вездехода может быть развернут командный пункт для координации спасательных работ.
Мы делаем вездеходы не только для различных отраслей, но и под актуальные тренды. Например, модификация «XTV-такси».
Работаете ли вы с министерствами или госкомпаниями?
Напрямую с госорганами мы пока не работаем, но среди наших заказчиков имеются квазигосударственные предприятия. Безусловно, выход на стабильные заказы от профильных министерств и госкомпаний в приоритетах нашего маркетинга. Например, к концу текущего года мы планируем завершить работу по включению нашей продукции в Реестры Минпромторга, что даст нам дополнительные преимущества для участия в госзакупках.
Какие планы на ближайшее будущее?
Для молодого бренда, каким мы являемся, важно обеспечить его узнаваемость среди потенциальных потребителей, а также получить признание в профессиональной среде. Для этого мы будем использовать не только традиционные пути, среди которых участие в выставках и презентациях, но и что-то новое, не менее эффективное, например, активности в социальных сетях.
Другим приоритетом компании в ближайший период станет развитие производственной базы, углубление её технологических переделов и увеличение производительности.
Безусловно ни на минуту не прервется работа над совершенствованием продукта. В помощь нашей конструкторской группе мы привлекаем компетентных специалистов из других КБ. Стоить отметить наше эффективное сотрудничество с Автополигоном НАМИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НТЦ «Редуктор», которое позволяет серьезно улучшить некоторые элементы конструкции нашей платформы. Возможно, в следующем году мы придем к коллаборации и с некоторыми известными конструкторами, работающими в XTV-сфере.
Официальный сайт вездеходов «Пластун» https://tpu-plastun.ru/