На вопрос, где был сконструирован первый вездеход, большинство назовёт одну из стран Западной Европы. Но это не так. Лавры создателя первого вездехода планеты принадлежат нашему соотечественнику – известному изобретателю Российской империи, а впоследствии Советского Союза Александру Пороховщикову.
В 1914 году, во время Первой мировой войны, инженер предложил командованию новое изобретение. Это было уникальное техническое устройство на гусеничном ходу, способное передвигаться по пересечённой местности и преодолевать водные преграды, то есть оно полностью соответствовало всем требованиям, предъявляемым к современным вездеходам. Правда, гусеница была всего одна.
Также конструкция имела два колеса, соединённых с рулевым механизмом, и весила 3,5 тонны. Для движения использовался мотор от автомобиля «Форд-Т» с объёмом двигателя 2893 см³ мощностью 10 лошадиных сил. Экипаж состоял из двух человек – стрелка и водителя.
На создание первого вездехода царские власти выделили 9660 рублей 72 копейки. На испытаниях в 1915 году он показал способность развивать скорость до 25 км/ч. Но самое главное – в то время не существовало названия для подобной техники, и тогда инженер предложил собственное: «вездеход». Таким образом, Александр Пороховщиков стал не только автором первого наземного транспортного средства высокой проходимости, но и дал ему имя.
Впоследствии вездеходы приобрели большую популярность, ими пользовались даже члены царской семьи. В частности, французский инженер Адольф Кегресс, личный шофёр и директор императорского гаража в Царском Селе, обеспокоенный русской снежной зимой, неважными дорогами и малой мощностью тогдашних автомобилей, снабдил машины полугусеничным движителем, чтобы повысить их проходимость. Николай II данную систему оценил очень положительно.
Продолжение истории вездеходов от первых моделей до новейшей техники читайте в статье на сайте «Газета о России»