Алексей Гарагашьян рассказал «Вездеходеру» о своей новейшей разработке — тактическом пикапе АГ-34. Машина только появилась на свет, но уже стремится занять достойное место в рядах военной техники.
Что послужило отправной точкой в создании тактического пикапа АГ-34?
Мои партнеры предложили сделать багги для нужд армии. Я сказал, что багги не годится, поскольку эта машина очень узко специализированная. Вместо этого предложил построить большой пикап.
Сначала мы решили делать гибрид: багги по конструкции, пикап по функционалу. Но в ходе исполнения проекта стали возникать идеи, что машину надо и в броню облачить, и окна с дверьми сделать, и экипаж от непогоды защитить. Так как сроки у нас были сжатые, мы не стали полностью переделывать проект – облик машины немного поменялся прямо в процессе изготовления.
Получается, она бронированная?
Нет, этот пикап сделан из стали 3 с возможностью замены некоторых элементов на броневой лист, который нами уже закуплен. Броня будет комбинированная, из стального листа S500 и мягкой броневой защиты.
Каково назначение АГ-34?
Она может перевозить как грузы, так и бойцов. Например, 8 бойцов в кузове, двое в кабине. Или 9 стандартных 200-литровых бочек с топливом. Может везти три поддона, причём с использованием системы быстрый разгрузки. Такая система подразумевает, что к поддонам привязаны стропы с крюками. Машина задом сдаёт к какому-то жёсткому объекту (к столбу или дереву) и уезжает, оставив поддон на месте на стропе. Это позволяет очень быстро разгружаться, а задняя дверь захлопывается сама, поскольку она распашная в бок.
Каковы основные характеристики машины?
Вообще всё в этой машине подчинено разумному минимализму. Здесь даже замка зажигания нет. Есть тумблер, зажигание, кнопка запуска. Всё для того, чтобы у машины была минимальная стоимость и максимальная простота. Как говорится – не ломается то, чего нет.
Тормоза дисковые. Дизельный двигатель ЯМЗ-534 на 240 лошадиных сил обеспечивает необходимую динамику машины. Коробка пятиступенчатая, раздатка двухступенчатая, мосты с кулачковыми дифференциалами повышенного трения. Максимальная скорость 120 километров в час.
Откидные стёкла – это Ваша идея?
Да. Это механизм быстрого открывания окна. Оно просто откидывается вниз и приклеивается на магниты. Таким образом можно не просто обеспечить свежий воздух, но и огонь вести, и в случае необходимости покинуть машину из этого проёма.
Расскажите про шины. Зачем здесь применены бэдлоки?
Шины здесь от УРАЛа, они бывают десятислойные и четырнадцатислойные. Модель ОИ-25. Благодаря собственной жёсткости и упругости они позволяют двигаться без внутреннего давления в колесе. Например, с большой пробоиной, которую невозможно компенсировать подкачкой, машина может не просто кое-как на дисках уйти из-под обстрела, она способна продолжить нормальное движение, выполнить боевую задачу.
Двухсторонние бэдлоки применены для того, чтобы при пониженном давлении шина не «разулась» – не соскочила с диска. Шина жёстко зажата с двух сторон большим количеством болтов, прижата кольцом, за счёт этого происходит уплотнение и полная герметизация.
Получается, положительной плавучестью АГ-34 не обладает?
Когда пытаешься сделать совсем универсальную машину, то она становится плохой везде. Этот пикап хорош на дорогах и бездорожье. Он может двигаться по совершенно разбитым дорогам с воронками, с лежащими поперёк столбами, и причём делать это быстро. Он может ехать по битому кирпичу. Без каких-либо повреждений способен проехать через кирпичный забор: тюкнуть его, подождать, пока он осыплется, и проехать. Передним или задним ходом – неважно.
Если мы переведём всё это на шины сверхнизкого давления, то машина станет огромной. Потребуется совершенно другая трансмиссия, она уже не сможет так беспечно двигаться по опасной территории, будет подвержена повреждениям шин. Другими словами, потеряет все свои преимущества и всё равно не обретёт тех свойств, которые есть у вездехода.
В чём заключаются особенности рамы этого пикапа?
У большинства грузовиков упругая лонжеронная рама. При движении по серьёзным неровностям, например, при переезде какой-то канавы по диагонали рама прямо винтом скручивается. В моём тактическом пикапе рама пространственная. Она полностью соответствует требованиям безопасности для автогонок. Переворот на хорошей скорости в этой машине абсолютно безопасен для экипажа, если он пристёгнут. Перевернулась машина, встала на крышу – люди вышли, вытянули лебёдку, поставили машину на колёса и поехали дальше. Грузовик в этом случае превратился бы в лепёшку.
Ваш пикап уже используется по прямому назначению?
Нет, это пока что первый опытный образец, который мы закончили буквально на днях. К нему есть конструкторская документация и предложение запустить в серию. Сейчас мы находимся в поиске заказчиков и производителей.