Название «Литл» говорит само за себя – высота вологодского вездехода чуть меньше полутора метров, а масса – менее полутонны. Однако скромные габариты не мешают, а даже помогают ему решать важные задачи. Ведь чем меньше вес, тем лучше проходимость. На что способен самый маленький участник выставки «Вездеходер 2022» читайте в интервью с производителем.
Правда ли, что «Литл» – самый маленький вездеход?
Да, это действительно так. Сейчас на нашем рынке вы не найдёте вездехода легче, дешевле и с теми же характеристиками, которые присущи полноценному большому вездеходу. «Литл» и плавает, и выходит на лёд, и ходит по ковровым болотам и мягкому грунту. Всё, что должен уметь вездеход, этот вездеход делает.
Какую модель представляете на «Вездеходере»?
На выставке мы представляем нашу новинку – электрическую версию. Это прототип, он ещё не испытан, не обкатан. Затея интересная, надеемся, что у неё будет развитие. В серии у нас пока только бензиновая версия.
Расскажите о ней подробнее.
Мы используем заводские белорусские шины низкого давления Бел-79. Это сельскохозяйственная вездеходная двухслойная шина, которая отлично себя зарекомендовала не только на «Литле». Кстати, её можно накачать прямо ртом!
На вездеходе практически все комплектующие отечественного производства – это большое преимущество. Из условно импортного на «Литле» стоит китайская светотехника и бензиновый скутерный мотор. Вместо коробки передач –вариатор и центробежное сцепление. Вездеход имеет малый вес и минимальное количество узлов, которые могут изнашиваться и ломаться.
Для каких целей предназначен ваш вездеход?
Это лесничество и охота. Обслуживание линейных объектов: газопроводных сетей, магистралей, каких-либо дорожных строительных работ, где ни проехать, ни пройти. Оленеводство в Тундре, сбор ягод и шишек. «Литл» – машина лёгкая и очень экономичная, 12-ти литрового бачка хватит на 2 дня пути.
Есть ли у вас модель с крышей?
В рамках эксперимента мы сделали один вездеход с крышей, но там есть нюансы, которые надо дорабатывать. Поскольку мотор расположен под сидением, в салоне достаточно шумно. Кабина пока «сыровата». Нужно подумать об отоплении с привязкой к мотору воздушного охлаждения, о комфорте водителя.
Какие права нужны для управления «Литлом»?
Тракторные права, которые выдаёт Гостехнадзор. «Литл» попадает под категорию А2 – это внедорожное автотранспортное средство, поскольку у вездехода автомобильная посадка. Это не квадроцикл, но и не полноценная машина. В ГОСТах такая техника не прописана, поэтому пришлось сертифицировать «Литл» как большой вездеход.
Ассоциация производителей как-то решает проблему ГОСТов?
Да, мы сами входим в эту Ассоциацию. Члены Ассоциации потихоньку решают эту проблему через Минпромторг и через органы, которые пишут всю нормативно-правовую документацию.
Почему вы решились на эксперимент с электровездеходом?
Это определённая ниша, востребованная базами отдыха и охотхозяйствами, у которых есть регулярные, не очень длительные выезды. Например, по лесосекам проехать, лосям соль раздать, проверить силки, посмотреть какие-то точки, народ покатать. Электрическая версия обеспечит 50-60 км хода. Такой вездеход тихий, он не пугает птиц и животных, он экологичный, не портит почву и фактически не оставляет следов.
Скажите, а сколько стоит бензиновая модель?
Зависит от комплектации. Есть различные опции, которые нужны определённым потребителям. Например, для езды по пересечёнке нужен ручной тормоз. Кто-то хочет оцинкованную раму, кто-то – более комфортное сиденье, кому-то нужнен самоблок, чтобы облегчить выход вездехода из воды на лёд. На мой взгляд, оптимальная комплектация – это 600-650 тысяч рублей. Минимальная комплектация стоит 500 тысяч.
Наши вездеходы также могут быть поставлены на учёт в Гостехнадзоре для езды по дорогам общего пользования (кроме автомагистралей). В этом случае мы устанавливаем ручник, поворотники, сигнал, дуги безопасности, двухконтурную тормозную систему, площадку для номера, стоп сигналы и так далее. Это увеличит стоимость вездехода на 200-250 тысяч.
Почему ваша компания называется Шограш-Нева?
Шограш – река в Вологде, Нева – в Петербурге. В этих городах у нас две производственные площадки. В Петербурге мы делаем рамы, а затем отправляем их на сборочный участок в Вологду. Оттуда готовые вездеходы рассылаем заказчикам по всей стране.
Подробнее о вездеходе «Литл»
Вконтакте https://vk.com/httpskbshogrash.editorx.iosh
YouTube https://www.youtube.com/channel/UCbwN1IWznb9qX8tv4QUjYaQ
Это интервью — часть серии. О других вездеходах прошедшей выставки «Вездеходер 2022» расскажем в следующих материалах.
Автор текста: Ю. Овчинникова