2 декабря на выставке «Вездеходер» впервые прошёл «Кубок конструкторов». Изобретатели и конструкторы вездеходной техники из разных уголков России смогли представить свои разработки экспертам в видеоформате.
Проекты мастеров оценили с точки зрения функциональности и дизайна изобретатель Алексей Гарагашьян, дизайнер Святослав Саакян и производитель снегоходов «Лесник» Андрей Иванов.
В рамках Кубка члены жюри прокомментировали видео с работами участников.
Вездеход «Шторм»
Автор: Олег Иноземцев
Это сочлененный вездеход с одной степенью свободы. Передняя подвеска отсутствует. Задний мост от микроавтобуса «Соболь» без блокировок. Тормоза барабанные Соболь. Двигатель Peugeot XUD9 1,9 TD 63 л.с. Коробка и раздатка —Suzuki Samurai. Рулевое — ГОРУ, гидроцилиндр рулевой МТЗ. Шины — ободрыши 1500х500-25
Алексей Гарагашьян: Машина внешне похожа на трактор, скорее всего, тракторные функции и исполняет. У машины есть каркас. В большинстве случаев, вездеходы с шарнирно-сочленённой рамой достаточно лёгкие и не очень устойчивые, поэтому каркас здесь определённо к месту – это существенно повышает безопасность вездехода.
С такими колёсами его можно использовать для перевозки дров, жилого модуля, или просто в качестве трактора, установив гидравлику и плуг.
Также я заметил, что у вездехода узел сочленения отодвинут от передней оси – он где-то посередине. Между осями сосредоточена достаточно большая масса, что не очень хорошо сказывается на устойчивости машины на воде и на склонах. В момент поворота центр масс смещается наружу и, если поворот проходит быстро, это может привести к опрокидыванию, а на воде вездеход может начать опасно крениться.
Да, машина малобюджетная, но она полностью покрывает нужды владельца.
Святослав Саакян: Этот вездеход отсылает нас к советскому автопрому: его капот, решётка радиатора, очень милые фары. Дизайн советского автопрома отличался своей мягкостью, исключительно добрым образом: УАЗики, ГАЗики, даже военная техника имела скорее оборонительный, а не агрессивный характер. Здесь мы тоже видим нечто доброе, похожее на Синий Трактор. Конечно, профессионального дизайна здесь нет, однако из пропорций, деталей, элементов и цвета складывается облик милого вездехода.
Вездеход «Бурус»
Автор: Власенко Владимир
Вездеход на шинах низкого давления строился 5 лет для охоты и соревнований. Принципиальная особенность — колесные редуктора и возможность управления вариатором вручную. Двигатель 1,9 турбодизель, механическая коробка Volvo. Подвеска – независимая, мосты отсутствуют. Рулевое управление механическое с электроусилителем.
Алексей Гарагашьян: Чтобы перенести крутящий момент на колесо, автор применил цепные колёсные редуктора и дополнительные ступицы.
Конструкция с механической коробкой и вариатором очень распространена и хорошо себя проявляет. Однако есть и слабое место – когда вездеход глубоко погружается в воду, вариатор может начать буксовать и некорректно работать.
Решётка в данном случае достаточно функциональна – она защищает экипаж от ударов ветками.
Святослав Саакян: Здорово, что конструктор подумал про образ. Есть интересная графика на «лице» вездехода, запоминающаяся решётка, которая может стать фирменной фишкой, если автор начнёт выпускать разные модели.
Полноприводный электрический багги
Автор: Научно-производственное предприятие «Сергеев Динамикс»:
Этот электрический автомобиль – отечественный аналог полноприводного электрического багги Nicola Zero. Запас хода по пересечённой местности не менее 100 км. Дорожный просвет 0,5 м, суммарная мощность 160 кВт, масса 1,5 тонны.
Святослав Саакян: Классно, когда при проектировании автомобиля дизайн сразу закладывается в разработку. Другими словами, не делают сначала вездеход, а потом думают, как его украсить. Здесь изначально было обращено внимание на такие понятия, как эргономика, технологические находки, красота, удобство. Образ получился интересный и запоминающийся. Возможно вы захотите купить этот вездеход, возможно нет, но мимо точно не пройдёте.
Двери отсутствуют, поскольку это макет. В дальнейшем разработчики планируют установить раздвижные двери.
Андрей Иванов: Бояться электрического двигателя не нужно. Автомобиль на бензиновом или дизельном двигателе точно так же не застрахован от неприятностей. Сломаться может всё что угодно, закончиться тоже. Если в случае с ДВС к вам приедут с канистрой бензина, то в случае с электродвигателем придут на помощь с генератором.
На «Кубок конструкторов» прислали и другие впечатляющие работы:
Вездеход «Кобра»
Автор: Юрий Кузнецов
Подробнее https://vezdehoder.ru/vezdehod-kobra/
Вездеход «Ксюша»
Подробнее https://vezdehoder.ru/vezdehod-ksyusha/
Вездеход «Грач»
Автор: Кашурников Михаил
Подробнее https://vezdehoder.ru/vezdehod-grach-moskva/
Итак, призовые места были распределены судьями следующим образом:
1-е место: Полноприводный электрический багги
2-е место: Вездеход «Грач»
3-е место: Вездеход «Ксюша»