Оказывается, у одной из самых стремительно развивающихся отраслей в России есть свои подводные камни: устаревшие регламенты производства, проблема утилизационного сбора, трудности сертификации.
Какие перспективы ждут вездеходостроение, и почему производителям необходимо объединиться, чтобы быть услышанными, нам рассказал Андрей Иванов, руководитель компании «Лесник» и президент Ассоциации производителей вездеходной техники.
Как вы можете оценить объем продаж вездеходной техники в России в целом?
Это очень сложный вопрос, потому что рынок делится на две основные составляющие.
Первая – это юридические лица, организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются серийным изготовлением и продажей вездеходов. Эти производители сертифицированы, они сдают отчетность, одним словом, на рынке работают официально. Таких на сегодняшний день немного. Я думаю, что по всей стране их наберется десятка три предприятий — и то из них очень мало кто делает больше двух вездеходов в месяц. Подобных предприятий во всей стране наберется порядка шести-семи штук. Объёмы производства у них более-менее понятны и составляют не больше ста вездеходов в месяц.
Не больше 100 вездеходов в месяц делают официальные производители.
Также есть и частные мастера. Есть те, кто объединяется по 2-3 человека и где-то в гараже делают пару вездеходов в год. Таких по стране очень много. Объективно оценить их количество просто не представляется возможным. Можно субъективно представить, что все эти частные мастера делают ещё минимум сто вездеходов в месяц по всей стране. Я думаю, эта цифра может приближаться даже к пятистам, но это всё очень приблизительно. У нас подобной статистики нет, так как работают они неофициально.
В каждом регионе есть не один десяток таких умельцев, которые делают два, три, четыре вездехода в год где-то у себя в гаражах. Поэтому и понимание рынка может быть только образным.
В суммарном исчислении – ещё сложнее. Есть те, кто делает очень мало — один-два вездехода в месяц, но это дорогой вездеход стоимостью 6 млн. рублей, а есть производители, которые делают пять-шесть вездеходов, но стоимость их не превышает 2,5 млн. рублей. Есть и те, кто делают вездеходы в бюджетном сегменте за 600-700 тысяч по 15 штук в месяц.
Таким образом, примерный объём рынка вездеходной техники составляет порядка 6 млрд. рублей в год.
Опять же, не понимая, сколько делает вездеходов неофициальный рынок, мы не можем даже попытаться предположить какую-то итоговую цифру.
Каждый год спрос на вездеходы увеличивается. Скажите, какие перспективы у индустрии?
Рынок имеет очень большую перспективу. Последнее время вездеходы набирают популярность у той категории людей, которые раньше о них не знали. Это люди, которые любят путешествовать в малодоступные места, которые уже попробовали себя в автомобильном, мотоциклетном, квадроциклетном туризме. Люди растут и развиваются, очень многие приходят к снегоболотоходам, к экстремальному виду туризма.
Вездеходный рынок растет, растет предложение, растет конкуренция: вездеходы становятся лучше, безопаснее, функциональнее и при этом несильно дороже, так как растет и спрос. Сегодня у потребителя есть возможность более избирательно относиться к покупке вездехода, потому что вездеходов становится все больше и больше.
Конечно, этот рынок имеет определенную емкость, и не стоит думать, что он будет расти и расти.
На сегодняшний день рынок имеет потенциал не столько в количестве, сколько в качестве. Вот это самое важное.
На выставке «Вездеходер 2021» Вы создали Ассоциацию производителей вездеходной техники. Какие задачи ставит перед собой ассоциация? Чем она может быть полезна производителям вездеходной техники?
Если заглянуть в историю производства вездеходов в нашей стране, то мы поймем, что никто в советское время гражданскими вездеходами не занимался. Занимались большими вездеходами специального назначения, вопросами повышения проходимости транспорта в условиях бездорожья. Гражданские же вездеходы промышленности были неинтересны. Они появились сами по себе как собственный класс простых в изготовлении, легких и дешевых вездеходов.
По мере развития отрасли начали появляться и официальные предприятия, которые занимались конструкторскими разработками в этой сфере (ТРЭКОЛ, Арктиктранс). Но нормативной базы не было. И получилось, что очень многие вещи, связанные с регламентами для гражданских вездеходов, ГОСТами и нормами были упущены из виду, вслепую скопированы с требований к спецтехнике прошлого.
Сейчас регламенты производства гражданских снегоболотоходов не соответствуют самим снегоболотоходам. А мы как производители постоянно сталкиваемся с этой проблемой при сертификации своей техники. Появилась острая необходимость выходить уже на государственный уровень, на органы законодательной и исполнительной власти, чтобы уже упомянутые нормы, регламенты, ГОСТы подкорректировать — и никто лучше нас этого сделать не может.
Естественно, по отдельности каждый из производителей не имеет возможности войти в государственные структуры с подобными запросами. По отдельности нас не будут слушать и воспринимать всерьез. Поэтому было принято решение помочь самим себе.
Мы решили объединиться, создать Ассоциацию производителей вездеходной техники. Причем мы говорим про те вездеходы, которые мы же и строим — мы не рассматриваем промышленные и специальные вездеходы. Сейчас, создав такую ассоциацию, мы имеем официальное лицо и официальный представительный орган, общественное объединение, которое правительство замечает и видит.
Несмотря на то, что ассоциация была создана не так давно, мы уже ведем активным диалог с Минпромторгом. Кроме этого, мы участвовали в нескольких конференциях, которые были посвящены развитию вездеходной техники.
Сейчас ассоциация занимается продвижением важнейших вопросов, которые мешают многим производителям получить статус официальных. Основная задача, которая на сегодняшний день стоит перед ассоциацией, это помощь тем, кто уже на гаражном уровне научился строить вездеходы и хочет выйти на официальный уровень. Мы помогаем с документами, у ассоциации заключено соглашение о льготных условиях. Ассоциация производителей вездеходной техники помогает перейти из категории неофициальных производителей вездеходов в категорию официальных.
Кроме этого остро стоит вопрос утилизационного сбора. Закон об утилизационном сборе ввели в 2016 году, но он берёт в расчёт квадроциклы, снегоходы — вездеходы никто не учёл. И получается, что на бюджетные вездеходы утилизационный сбор может составлять до трети стоимости.
Если официально изготавливать и продавать вездеход в бюджетном сегменте, то размер утилизационного сбора может составлять треть от вездехода.
Это несправедливо. Такой объем мешает тем, кто производит простые бюджетные вездеходы, выходить на официальный уровень. И это одна из основных проблем, которой мы на сегодняшний день занимаемся.
Сейчас у ассоциации много задач: сертификация, корректировка устаревших нормативов и решения по утилизационному сбору только одни из них. Но основная задача – это помощь в развитии производства вездеходной техники в России.