Как управлять вездеходом, если нет опыта? Как избежать переворота? И что делают сами производители, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию своих машин? На эти и другие вопросы нам ответил Алексей Гарагашьян, конструктор Шерпа, организатор Вездеход Трофи и путешественник с большим стажем.
Какие конструкторские решения применены на ваших вездеходах, чтобы обеспечить безопасность водителя и пассажиров?
АГ20 и АГ30 имеют хорошую обзорность с водительского места, яркий и равномерный головной свет. Для водителя и пассажиров предусмотрены ремни безопасности. В случае аварии экипаж сможет покинуть вездеход с любой из 4-х сторон, а также через люк в крыше. При перевороте надёжный каркас защитит пилота от травм.
АГ20 и АГ30 обладают хорошей устойчивостью и остойчивостью (прим. ред. «Остойчивость судна» – это его способность противостоять внешним силам, вызывающим крен или дифферент, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия). У вездеходов есть горный и стояночный тормоз (при выключении зажигания вездеход встает на стояночный тормоз автоматически). Утеплённый салон с двойным остеклением оснащён автономным отопителем.
Какие правила необходимо знать водителю, который первый раз садится за руль вездехода? Нужно ли проходить какие-то дополнительные курсы вождения?
Для безопасного управления необходимо:
На просторах интернета множество фото и видео, где вездеход плывёт по реке. Можно ли переплыть на нём реку? Опасно ли это?
Помните, что большинство вездеходов могут перевернуться при неправильных действиях экипажа. Аккуратно съезжайте в воду и выезжайте на берег, в случае сомнений воспользуйтесь лебедкой.
Вездеход плохо управляется на воде, поэтому нужно учитывать скорость течения и собственную скорость вездехода. Избегайте опасных порогов, не переправляйтесь вблизи водопадов. Учитывайте, что течение и ветер могут вынести вездеход в море. Обязательно возьмите спасательные жилеты. Организуйте страховку, если не уверены в своих силах – откажитесь от переправы.
Были ли в вашей жизни аварийные ситуации? Расскажите, как вы из них выходили.
Пока я ни разу не перевернулся в вездеходе, хотя было много прохождений сложных и опасных мест.
Когда возникали сомнения, что я смогу проехать по косогору над обрывом, я останавливался, проходил пешком этот участок, оценивал риски и, чаще всего, устраивал страховку при помощи оттяжек, блоков и лебедки. Это долго, зато надёжно.
Нужно понимать разницу между сложностью и опасностью. Движение по бурелому в лесу может быть очень сложным, и риск завалиться набок большой, но существенной опасности в этом нет. Если немного не рассчитать скорость на простой горной дороге, то можно улететь с обрыва. Движение простое, но опасность смертельная.
Официальный сайт Алексея Гарагашьяна: garagashyan.ru
Страница ВК: vk.com/garagashyan