Радиоуправляемый вездеход «Калужанин» уже находится на низком старте: оттачиваются детали, проводятся тестовые испытания. Совсем скоро он войдёт в серию, а пока мы выяснили, зачем рынку нужен беспилотный трансформер, и какие перспективы у этого направления. На вопросы ответил Карасев Дмитрий, замдиректора компании «МПК-Сталь».
Что Вас подвигло к созданию радиоуправляемого вездехода? С чего всё началось?
Наша компания более 23 лет производит модульные быстровозводимые здания, о строительстве вездеходной техники мы никогда не задумывались. Однако учредитель и главный конструктор «МПК-Сталь» Александр Владимирович Карасев много интересовался вездеходной техникой и мечтал создать собственный беспилотный транспорт на гидравлическом ходу. Так 2 года назад началась работа по созданию первого прототипа «Калужанина».
Прототипов было много: и компьютерные 3D модели, и варианты вездехода в железе. Благодаря производственным мощностям компании мы смогли быстро и качественно проработать конструкцию. С утра у нас была 3D модель и чертеж, а уже к вечеру – готовые детали для сборки. Также нам помог и огромный опыт в модульном строительстве. Мы разрабатываем не просто радиоуправляемый вездеход, а первый в России модульный радиоуправляемый снегоболотоход.
Каково назначение беспилотного вездехода? В каких отраслях он может быть использован?
Радиоуправляемая техника используется в работе спасательных и коммунальных служб, в сельскохозяйственной, строительной, транспортной отраслях. Она популярна у охранных организаций и, конечно, выполняет военные задачи. По сути, мы разрабатываем универсальную многоцелевую платформу. Гидравлическая система управления позволяет установить любое навесное оборудование: пилы, косы, руку-манипулятор, отвалы и многое другое.
В чем уникальность вашего вездехода, в чём отличие от остальных радиоуправляемых вездеходов?
Многие вездеходы изготавливаются для соревнований, их задача быстро преодолеть участок с трудным рельефом, после чего машину ремонтируют и обслуживают. Наш вездеход выполняет другую задачу: он должен работать в тяжелых условиях бездорожья без поломок, ведь рядом не будет оператора, никто не сможет его починить.
Насколько нам известно, радиоуправляемых вездеходов на гидравлическом ходу весом 1,5 тонны и грузоподъёмностью до тонны до нас еще не делали, по крайне мере в России.
Хотелось бы отметить основные фишки «Калужанина».
Во-первых, модульная платформа и цельносварная кузов-лодка заводского исполнения стыкуются с модульной палубой и надстройкой.
Во-вторых, на вездеходе установлены мощные гидромоторы с редукторами. Гидравлическая система управления предполагает отсутствие цепей, кардана и т.д. По сути, ломаться нечему, а детали всего механизма гидравлического привода легко и быстро можно заменить.
В-третьих, для установки навесного гидравлического оборудования на кузове предусмотрены специальные усиленные крепления.
В-четвёртых, радиоуправление. Управление с нашего пульта осуществляется на расстоянии до 1 километра. Но мы постарались обеспечить возможность установки любой системы радиоуправления с любым сигналом передачи.
Каковы технические характеристики: размер, вес, автономность хода, расход топлива?
Почему вы используете дизельный двигатель, а не электрический, как некоторые другие производители?
Позже мы обязательно выпустим модель на электротяге. Сейчас хотим отработать всю систему именно на дизельном двигателе.
Сколько вездеходов вы планируете выпускать в месяц?
Сейчас наши мощности могут выпускать до 20 единиц в месяц. Если спрос будет большим, перестройка и модернизация мощностей не заставят себя долго ждать.
Когда планируете начать серийный выпуск?
С января 2024 года. В данный момент мы проходим все этапы регистрации и тестирования, работа ведется каждый день. Основная задача – выпустить готовый отполированный продукт. Поскольку во время эксплуатации беспилотной техники рядом не будет человека, который сможет починить или вытащить застрявший аппарат, наши тестовые снегоболотоходы испытываются в очень тяжелых условиях деформации и перегрузок.
Какова сейчас ситуация на рынке беспилотных вездеходов?
Рынок беспилотных вездеходов только начинает развиваться. И мы со своей стороны хотим дать толчок этому новому направлению, создав ассоциацию колёсной беспилотной техники. Надеемся, что в скором времени нас поддержат и остальные производители.
Какие планы на будущее по развитию вашего бренда?
С уверенностью могу сказать, что у «Калужанина» будет большое количество моделей. Сейчас идёт активная подготовка к разработке полигона, где будут тестировать колесную беспилотную технику, а также обучать пилотов управлению. В наших планах провести полное обучение пилотов, чтобы они могли не только управлять такой техникой, но и оказывать первую медицинскую помощь в непредвиденных ситуациях.