На выставке «Вездеходер» можно было увидеть не только модели на шинах низкого давления. Большое внимание привлекла новинка 2022 года, гусеничный вездеход «DOZOR Тактика», поистине уникальный в своём классе. Несмотря на небольшой вес и размер, он способен вместить до 8 человек и увезти до 4 тонн груза! Как удалось этого добиться, мы узнали у Виталия Бабарыкина, главного конструктора техники DOZOR.
В чём особенности «DOZOR Тактика»?
Это небольшая машинка, которая создана для решения трудных и серьёзных задач. Она выполнена на гидравлическом приводе: имеет гидрообъёмную трансмиссию, гидравлическую станцию. Помимо того, что «Тактика» движется вперёд-назад по любому бездорожью и хорошо плавает, к ней может дополнительно подключаться навесное оборудование: кран, погрузочное оборудование, плуг, копатель траншеи, водомёт и многое другое.
Для решения каких задач предназначен ваш вездеход?
Во-первых, это перевозка. Несмотря на свой размер (2,8 метра в длину и 1,8 в ширину), вездеход имеет 8 посадочных мест для 7 пассажиров и водителя. Возможно, в нём не так комфортно, как в дорогом внедорожнике, тем не менее, это не мешает решать задачу проезда по бездорожью от точки «А» до точки «Б».
Интересно, что «Тактика» весит в снаряжённом состоянии 960 кг, а может везти на себе 2 тонны, да ещё и на фаркопе тащить 2 тонны за собой. В данном классе эти характеристики уникальны. Да, максимальная скорость не очень высокая – 15 км/ч. Но для преодоления бездорожья большей скорости и не нужно.
За счёт чего достигается такая большая грузоподъёмность?
Во-первых, мы используем резиножгутовую подвеску опорных катков, соответственно, на каждую ось приходится по 800 кг нагрузки. Во-вторых, у «Тактики» цельнометаллический корпус, собранный из стали 1,5 мм и 1,2 мм, на гибах, на объёмных швеллерах. Эта сложная конструкция отличается лёгкостью и прочностью.
Но самое важное – это гидрообъёмные трансмиссии, гидравлический привод. За счёт гидравлических моторов и насосов вездеход обладает огромной мощностью, хотя и не очень большой скоростью. Мы используем бензиновый инжекторный мотор воздушного охлаждения Аи-92 мощностью в 33 лошадиных силы.
За счёт чего обеспечивается положительная плавучесть на гусеничном вездеходе?
У гусеничной техники по определению с плавучестью совсем плохо – в гусеницы воздух не надувается. Но именно этот вездеход мы рассчитывали под максимальное водоизмещение, сравнимое с водоизмещением вездеходов на шинах низкого давления. Обратите внимание, что гусеничное пространство здесь минимальное. А вот выше, с обеих сторон идут огромные объёмные борта. Получается своеобразная конструкция лодки. Поэтому на воде даже 8 человек будут чувствовать себя спокойно.
Вездеход плывёт вперёд при помощи дополнительного двигателя. Это либо подвесной лодочный мотор, либо разработанный нами водомёт. Что при лодочном моторе в 10 лошадиных сил, что при гидравлическом водомёте, он развивает скорость на воде порядка 6-8 км/ч при полной загрузке.
Почему вездеход назван «Тактика»?
Потому что он создан для недальних поездок, для решения каких-то конкретных тактических задач.
Например, три-четыре охотника получили лицензию на утку – надо съездить на болотце.
Другой случай – наводнение. На «Тактике» спасатель сможет подплыть к затопленному дому, снять людей и домашний скот, а затем спокойно вернуться на сушу. Также наш вездеход используется при тушении лесных пожаров – его можно доставить на место возгорания с помощью вертолёта.
Отдельно заложены армейские функции. На вездеходе предусмотрено лёгкое бронирование и бензобаки с самозатягивающимся покрытием.
На вашу технику осуществляются госзакупки?
Да, государству сейчас такая техника очень нужна. Она лёгкая, недорогая, а главное, очень функциональная. Конечно, «Тактика» не так комфортабельна, как другие наши модели, но для решения задач, о которых мы говорили, она больше всего подходит. Гидрообъёмная трансмиссия – это самая надёжная вещь. В ней нет шестерёнок, а приводные барабаны напрямую крепятся к гидромоторам. В «Тактике» просто нечему ломаться.
Подробнее о вездеходах DOZOR на официальном сайте dozor-track.ru