Вездеходы TAKTIK — ещё один интересный пример на рынке вездеходостроения. TAKTIK производят в Псковской области. Машина весит около полутора тонн и способна достигать скорости 90 километров в час, преодолевать водные препятствия со скоростью 5 километров в час, перевозить до восьми человек и до 600 килограммов груза через болота, снега, леса и водные преграды. Мы побеседовали с генеральным директором компании «Азимут», производящей TAKTIK, Денисом Быченковым, о том, в чём уникальность данного вездехода, о командном духе производителей и о перспективах производства.
Что вдохновило вас заниматься вездеходами?
Случай! В поисках новой техники для своего магазина «Технодром» на «Авито» я наткнулся на вездеходы. Стало интересно, я заказал три разных вездехода. Качество пришедших экземпляров ужасало. Однако они быстро продались. И пришла идея — я точно смогу сделать лучше и показать класс! И понеслось…
На своём сайте Вы подробно рассказываете о коллективном духе команды, производящей TAKTIK. Как часто у вас возникают разногласия, недопонимания и как вы приходите к общему знаменателю?
Постоянно — это и есть тот котёл, в котором варятся настоящие вездеходы TAKTIK. Иногда даже чуть ли не до драк доходит: экспериментальщики против конструкторов. Выбор лучших технических решений — дело непростое, и часто я принимаю «диктаторские» решения о постановке в производство каких-либо изменений в конструкции машин. Как правило, конечно, удаётся договориться миром. Планёрки и споры в цеху — дело обычное, ежедневное!
Вы производите все детали для производства сами или частично закупаете что-то?
Конечно, было бы гораздо проще всё покупать и заниматься только сборкой. Но так не бывает, особенно в России, где страшный дефицит автокомпонентов, особенно качественных. Поэтому многое, в особенности, ответственные узлы, приходится изготавливать самим. Это долго, дорого, но необходимо для качества нашей продукции.
Вездеход стал главным экспонатом на стенде Псковской области на Петербургском экономическом форуме. Каково это было – представлять родной регион?
Весело! Интересно! Особенно из-за того, что к нам был огромный живой интерес. Наверное, мы были одним из немногих настоящих экспонатов — не интерактивный экран, макет или муляж. Мы заехали в павильон своим ходом! И это, разумеется, притягивало к нам большое внимание. Плюс, конечно, машина большая, яркая, красивая, необычная.
Какова производственная мощность на сегодняшний момент? Насколько прибыльно заниматься вездеходами в России?
Пока мы не работаем на полную мощность завода — идёт процесс подготовки серийной машины. Это совсем не быстро! Надеюсь, в этом году выйдем на производство двадцати машин в месяц. Возможности завода, конечно, гораздо выше, будем расти в следующем году! А о прибыли пока что рано говорить. Но рынок будет расти.
Кто Ваша основная аудитория – для каких целей в основном закупают TAKTIK?
В основном это те, кому надо туда, где нет дорог: охотники, рыбаки, промышленники, любители экстремального туризма или организации, которым надо обслуживать протяжённые трассы в сложной местности. Но мы надеемся сделать TAKTIK машиной выходного дня: потеснить квадроциклы и багги.
Интересно узнать подробнее о технологиях компьютерного моделирования в вездеходостроении. С Вами работают айтишники?
Сейчас всё делается в компьютере! Ну или почти всё. Проектирование машин идёт в специализированных программах 3D-моделирования и дизайна. Всё как везде — сначала компьютер, потом снова компьютер, потом — в цех. Но периодически решения приходят в цеху, и тогда сначала делаем, потом рисуем.
Команда производителей «Тактика» подчёркивает, что в концепции вездехода одну из доминирующих ролей играет комфорт. Салон «Тактика» выглядит очень достойно. Но думают ли люди о комфорте во время экстремальных путешествий по бездорожью?
Комфорт — такая штука, о которой думаешь, когда его нет! Когда всё продумано, всё для человека, всё под рукой и интуитивно понятно, то кажется, что по-другому и не бывает! А вот когда производители не думают о своих клиентах, то и техника получается для бездорожья, а не для человека! А мы всё-таки человекоцентричная фирма, для нас владелец «Тактика» — божество, а не замученный покоритель грязевых ванн луж! Клиенты всегда ценят, когда о них думают.
Проходил ли вездеход TAKTIK большие испытания в каких-нибудь, скажем, экспедициях в тех или иных природных зонах?
Проходил! Из последних — по следам Гарагашьяна на Кольском полуострове.
Какие дальнейшие планы развития производства?
Стать производителем вездеходов номер один в мире! А зачем мечтать о меньшем?