В апреле текущего года команда производителей вездеходов BigBo совместно с Русским Географическим Обществом отправилась в экспедицию на Землю Франца-Иосифа. Необычайные просторы Арктики были изъезжены на отечественных вездеходах и изучены исследователями. Руководитель производящей BigBo «Лаборатории вездеходов» Андрей Смирнов поделился с нами впечатлениями о поездке.
Андрей, во время экспедиции Вы с командой исследовали арктические моря, побывали в ледяных пещерах, видели, как рушатся ледники и даже познакомились с белым медведем. Что из всего увиденного произвело на вас самое неизгладимое впечатление?
Всё, что мы видели, вызвало у нас нереальные ощущения. Это неописуемое величие природы! Выделить что-то одно невозможно. Всю эту ошеломительную красоту не получится увидеть где-то ещё: таким богатством обладает только Арктика. Удивили ледяные пещеры: там невероятно чистый и прозрачный лёд. И ледники: мы их до этого не видели и не увидели бы, если бы не поехали в Арктику.
Со стороны кажется, что путешествие предполагало немало рисков и экстрима. Испытывал ли кто-либо из команды обеспокоенность, опасность, желание развернуться и возвратиться в безопасную зону?
Нисколько! С нами были учёные и они даже не предполагали дорогу назад: только вперёд, к открытиям! А мы наслаждались впечатлениями. Чем дальше мы продвигались, тем становилось интереснее. Двенадцать дней нашего путешествия пролетели как миг. Каждый день менялась картинка.
И всё-таки, встречали ли вы опасности на своём пути?
На самом деле мы не заостряли большого внимания на потенциальных опасностях, адекватно оценивая обстановку и находя обходные пути. Однако если бы мы оказались на леднике сверху, это было бы весьма опасно.
Как BigBo перенёс поездку? Какие технические вопросы возникали во время путешествия?
Вездеход вёл себя прекрасно. Никаких существенных проблем не возникло. Ездили мы каждый день с девяти утра до двух–трёх ночи, ведь там были полярные дни! За день проезжали по сто километров при полной загрузке: восемь членов экипажа в полной арктической амуниции плюс аппаратура. Набивались под самую крышу. Единственное — в последний день на одном колесе нашего вездехода лопнула резина. Мы вставили камеру и поехали дальше — резина задубела от сильного мороза. В следующий раз мы поменяем производителя резины. В машине всем было тепло и комфортно.
Появились ли во время путешествия мысли по усовершенствованию вездехода?
Да, конечно, мы часто думали о том, как ещё лучше приспособить нашу машину к суровым погодным условиям. Можно установить более мощный отеплитель салона, заменить покрышки — они достаточно жёсткие в таком климате. Однако повторюсь: вездеход прекрасно справился со всеми трудностями.
Экспедиция состоялась совместно с Русским Географическим Обществом. Удалось ли принести из неё что-то ценное для науки?
Безусловно, вся группа ученых сделала определенные выводы о природе арктической зоны, были собраны образцы для исследований, в пещере нашли вытаянный мох, у ледника обнаружили вытаянные оленьи рога. Все находки взяли на экспертизу.
Планируется ли на материалах из путешествия собрать какой-либо медиапродукт? Возможно, фильм или книгу об увиденном?
Обязательно! Короткий ролик мы уже сделали, в нашей экспедиции была съёмочная группа Леонида Круглова, он планирует делать фильм про Арктику.
Какие теперь у вас планы? Есть ли задумки для новых путешествий?
На данный момент определённых планов нет, но, конечно же, нам хотелось бы протестировать BigBo во всех климатических условиях, и не только в России, но и за её пределами. Уверен, в скором времени будут новые экспедиции.
Материал подготовил Олег Зверев